Ученые научились более эффективно предсказывать мутации вируса гриппа
22 ноября 2013 года

Микробиологам удалось более точно определить, какие области на поверхности частиц вируса гриппа подвергаются изменениям при мутациях, что позволит эффективнее предсказывать эти изменения для создания вакцины, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

«Эта работа - еще один шаг к пониманию эволюции вирусов, который позволит нам предсказывать ее в целях создания более эффективной вакцины от вируса гриппа», - сказал один их руководителей исследования Дерек Смит (Derek Smith) из Кембриджского университета.

Главная причина неэффективности вакцин от гриппа - это эволюционная изменчивость самого вируса, а именно аминокислот на поверхности его частиц. Каждые два-три года вирус мутирует и становится невосприимчивым к существующей вакцине, и ученым приходится начинать все заново.

Выходом из ситуации является возможность предсказать, как изменится вирус в следующий раз, чтобы успеть разработать вакцину до появления нового штамма. Для этого требуется более глубокое понимание деталей изменчивости гриппа, на что и были направлены усилия международной группы микробиологов под руководством Смита и Рона Фуше (Ron Fouchier) из Медицинского центра имени Эразма.

В лабораторных условиях ученые воссоздали различные версии вируса гриппа с разными вариациями аминокислот. В ходе эксперимента микробиологи подвергали вирусы воздействию антител, чтобы выяснить, как штаммы будут изменяться.

Выяснилось, что новый штамм гриппа обычно появляется после изменения всего одной аминокислоты в семи близких друг к другу позициях на поверхности частиц вируса. Новое исследование значительно сужает круг вероятных областей, с которыми ученым придется считаться при предсказании структуры нового штамма. Ранее считалось, что "изменчивых" аминокислот - четыре, а позиций, в которых они могут меняться - 130.